«Наставничество как инструмент»: панельная дискуссия

21 мая в «Казань Экспо» в рамках WorldSkills Russia 2019 состоялась панельная дискуссия «Наставничество как инструмент преемственности образования, науки, бизнеса и власти».

Главным спикером на дискуссии выступил президент «Ассоциации внедрения инноваций в сфере 3D образования», руководитель лаборатории «3D образование» центра НТИ «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Роман Валериевич Бондаренко:

Одной из главных задач «Ассоциации» является воспитание лучших инженеров нового поколения. В связи с этим возникает очень важный вопрос: кто будет их обучать и воспитывать? Для этого необходимы не просто преподаватели, а настоящие наставники.


Роман Бондаренко поделился опытом проведения проекта «Инженеры будущего: 3D-технологии в образовании», в рамках которого при поддержке Академии WorldSkills Russia проходит чемпионат «Наставничество мудрых». Программа «Ассоциации» поддерживает систему наставничества, считая ее необходимой для воспитания высокопрофессиональных кадров. Необходимо разрабатывать базу и систему экспертов, что и является основной задачей «Наставничества».

Такой формат до «Наставничества мудрых» мы уже пробовали  в компетенции «Наставничество» Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям принимали участие команды из двух школьников и студента в качестве наставника. А сейчас в «Наставничестве мудрых» пробуют свои силы команды из двух школьников и опытного педагога.

Роман Бондаренко пригласил к обсуждению темы наставничества всех гостей дискуссии. В зале присутствовали представители малого бизнеса, СПО и школ.

Первой из приглашенных спикеров выступила Светлана Сергеевна Лапина, главный эксперт чемпионата «Наставничество мудрых», представитель школы №8 города Волхова Ленинградской области. Роман Валериевич подчеркнул, что школа №8 хорошо выстраивает наставничество и является партнером «Ассоциации 3D образования» уже несколько лет. Светлана Сергеевна рассказала об участии в проекте и результатах:

Мы в проекте «Инженеры будущего» уже три года. В первый год участия Ленинградскую область представляли 7 команд, сейчас их уже 84. Как видите, количество молодых профессионалов растет, значит, расти должны их образование и воспитание. Приятно видеть, что  это так, потому что нас поддерживают вузы и предприятия. Им  нужны профессионалы, которых растили со школы. И мы стараемся выстраивать 
образовательный процесс так, чтобы наших детей выращивали опытные наставники.  

С.С. Лапина

Своим опытом и мнением о наставничестве поделилась Наталия Евгеньевна Покровская, представитель МАОУ ДО «Компьютерный центр» (г. Луга, Ленинградская область), партнера «Ассоциации 3D образования» . Наталия Евгеньевна сообщила, что их «Компьютерный центр» открылся в 1990 году и работает с ребятами по различным программам научно-технической направленности.

Учреждения и сотрудники с многолетним опытом работы с детьми имеют свой подход к выстраиванию системы педагог/наставник ‒ ученик. Вот чем поделилась на обсуждении Наталия Евгеньевна:

— Я думаю, что педагог ‒ не всегда наставник. Наставник должен быть сам заряжен интересом и должен уметь заинтересовать детей, обязан мотивировать и уметь не ставить свои интересы выше интересов своих подопечных. И самое главное: он должен жить единой жизнью с ребятами. Тогда он станет настоящим Наставником и сможет вложить в детей  не только свой опыт и профессионализм, но и подлинную любовь к  делу.


Н.Е. Покровская

Наталья Викторовна Рощина, директор центра профессий «Парк будущего», заместитель руководителя Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий ВДЦ «Смена», на базе которого проводится Всероссийская олимпиада школьников по 3D-технологиям, тоже выступила на дискуссии:

— Любой наставник, независимо от возраста и профессиональной  принадлежности, должен гореть своим делом. В «Смене» мы реализуем три типа наставничества:

Первый ‒ когда люди с серьезным стажем помогают начинающим переходить в наставничество.

Второй ‒ формат «дети-дети», в котором ребята-победители региональных соревнований занимаются с неопытными детьми.

Третий тип вовлекает в процесс представителей бизнеса. Такие люди могут являться наставниками и передавать свой опыт как детям, так и педагогам.

Р.В. Бондаренко и Н.В. Рощина

Руководитель образовательных проектов «Ассоциации 3D образования» Татьяна Анатольевна Маштакова выступила с подробным рассказом об образовательных проектах
«Ассоциации», которые включают в себя становление специалистов и наставников:

—  Мы готовим дипломированных специалистов как для собственных проектов, так и для образовательных учреждений в регионах. Подготовка включает в себя семинары и вебинары «3D-технологии в образовании», учебно-тренировочные сборы, выездные образовательные практики, подготовка региональных экспертов и координаторов. Так же совместно с СПбГУ Петра Великого проходит переподготовка дипломированных специалистов по теме «Передовые производственные технологии». Все эти учебные практики направлены на обучение и рост наставников-профессионалов.

Что же касается нового возрастного уровня «Наставничество» на Всероссийской олимпиаде по 3D-технологиям, то базовыми критериями оценивания, помимо инжиниринга и софт скиллс, являются работа в команде и умение передать навыки. Эти навыки оцениваются со всей строгостью и, можно сказать, являются ключевыми в концепции «Наставничества» в целом. 

Н.В. Рощина, С.С. Лапина, Н.Е. Покровская и Т.А. Маштакова

Спикеры и гости конференции, которые активно участвовали в обсуждении, вынесли следующие важные моменты: 

—  наставничество является глобальным подходом в системе образования;
—  система наставничества гораздо шире преподавания и необходима любому образовательному учреждению;
—  наставник должен гореть своим делом и уметь заинтересовать;
—  необходима специальная система подготовки наставников, которые бы смогли обучить будущих инженеров, например, для таких крупных проектов, как Центр НТИ «Новые производственные технологии» на базе ИППТ СПбПУ.

Именно поэтому такие проекты, как «Наставничество мудрых», внедряют не только интересный формат соревнований, но и способствуют росту профессиональных и опытных кадров. Подробнее о проекте можно узнать по хэштегу #наставничество_мудрых_3d_ассоциация в соцсетях.