Татьяна Бирюкова: «Думала, что школа — это не моё»

Татьяна Евгеньевна Бирюкова — наставник команды «Призма» из Троицка Московской области. Татьяна Евгеньевна, Лиза (16 лет), Саша (14 лет) и Вася (13 лет) стали лучшими в номинации «Взаимодействие в команде» на чемпионате «Наставничество мудрых».

Мы решили узнать у Татьяны Евгеньевны о том, что для неё путь наставника, работа в команде и участие в «Наставничестве мудрых». С вами снова рубрика «Ассоциация 3D образования в лицах».

Татьяна Евгеньевна Бирюкова на защите проекта

«После первого года, проведённого в школе, я решила, что это не моё»

Что привело меня в школу? Как всегда – случай. Честно, никогда не думала становиться педагогом, ну если только в далеком детстве, когда пошла в 1 класс…

Случай – это моя соседка по лестничной площадке – учитель начальных классов. Она выпустила сильный класс, который должен был стать математическим. Для него нашли хорошего математика, кандидата наук, но как показала практика, не все умные люди могут преподавать детям! Преподаватель вуза не выдержала «пятиклашек», а для меня началась жизнь учителя!

После первого года, проведенного в школе в этом качестве, я решила, что это не мое. Дисциплину держать не могу, слишком много объясняю и, самое главное, я не строгая! И когда мужу предложили работу в другом городе, то я уволилась без колебаний.

Абсолютно была уверена, что не переступлю порог этого учреждения больше НИКОГДА! Но, как говорится, «никогда не говори никогда».

Татьяна Бирюкова, Лиза Паныч, Саша Рыбкин, Вася Балясников

Через два года я вернулась в Троицк и наша школа притянула меня почти на 25 лет! Для меня самым главным «мотиватором» стали дети. Не все, я покривлю душой, если скажу, что люблю и понимаю всех детей, нет!

Но всегда были ребята из разных классов, ради которых хотелось идти на работу.

С детьми всегда нужно быть готовым изучать что-нибудь новое! Мы организовали школьный сайт, киностудию, пресс-центр, выпускали газету. А еще я с детства мечтала о покорении космического пространства.

Сама не смогла стать космонавтом, так почему же не осуществить мечту через своих учеников?!

Вот и пошли детские проекты, связанные с космосом: история космонавтики, астрономия, фантастические рассказы и рисунки. Но хотелось попробовать свои силы и в инженерном направлении, вот тут на помощь реализации «наших мечт» и пришли 3D-технологии.

«Наставник — это штучный товар»

Чем учитель отличается от наставника? Не буду лезть в терминологию, а скажу о своих ощущениях. Хороший учитель ничем не отличается от наставника! Вернее, так: он не должен отличаться от наставника. Но современные реалии, к сожалению, показывают, что учитель – это обслуживающий персонал, который должен быть удобным для большого числа пользователей: детей, родителей, коллег-педагогов, администрации.

И создается впечатление, что мы возвращаемся к забытому первоначальному смыслу слова «педагог». У него слишком много функций, которые не всегда приводят к хорошему результату. Слишком большой охват!

Наставник же – это «штучный товар», уникальный специалист в своей области деятельности! И он делится своими знаниями с теми, кто действительно это ценит.

Татьяна Бирюкова и Лиза Паныч

«С мозгами и руками из „нужного места“»

Как я представляю себе команду мечты… Ну, во-первых, это не только дети, но и коллеги, и самое главное, администрация! Начну с головы:

  1. Администрация мечты – понимающая, строгая, но справедливая, способная понять и простить, если что не так. Да, и еще находчивая! Найти финансирование на все наши проекты очень сложно. Администрация нашей гимназии почти подходит к описанию, но не всегда способна понять наши промахи (улыбается).
  2. Коллеги мечты – командные игроки, профессионалы. Люди со своим мнением, но способные понять других, те, кто не подставит и не предаст, друзья!
  3. Команда мечты – любознательные ребята, способные обучаться, открытые для новых знаний. Со своим мнением, но не упертые, работоспособные. Обязательно чувство локтя и юмора, они – командные игроки! Желательно с мозгами и руками «из нужного места».
Татьяна Евгеньевна, Вася и Лиза ждут, что же скажет Саша на защите проекта

Девиз

Мне всегда нравилось высказывание «Человеку свойственно ошибаться, но настаивать на ошибках свойственно только глупцу!»

«Поражаюсь их логике»

Я пытаюсь учить детей учиться. И ещё, всегда хочу их сплотить, хочу получить дружный коллектив единомышленников. Получается не всегда, но нет предела совершенству!

Сама учусь у них то новым технологиям, то новым взглядам на жизнь.

Всегда поражаюсь их непохожей на нашу (взрослых людей) логике.

Татьяна Бирюкова

«Это уникальные знания»

Конкретно чемпионат «Наставничество мудрых» открыл мне глаза на членов команды «Призма», я совсем под другим углом увидела возможности моих «игроков». Чемпионат поставил их в сложные условия, к которым они были не совсем готовы. И я наблюдала, как каждый из них пытался преодолеть эти трудности. Это уникальные знания! Их трудно получить в обычной жизни!

Фото Е. Ивановой

Больше информации о чемпионате «Наставничество мудрых» и его участниках можно найти в наших группах во ВКонтакте, Фейсбуке и Инстаграм по хэштегам #наставничество_мудрых_3d_ассоциация,
#ассоциация_3D_образования_истории_успеха и
#ассоциация_3D_образования_в_лицах.